Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Классификация способностей



1) По происхождению:

- Природные(общие для человека и животных, особенно высших): восприятие, память, способность к элементарной коммуникации

- Человеческие (имеющие общественно-историческое происхождение)

Человеческие делятся уже на: общие (Мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, речь и др)и специальные (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др).

2) Теоретические (склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям) и Практические (клонность к конкретно-практическим действиям)

Чаще всего эти способности плохо сочетаются друг с другом: вместе встречаются, в основном только у одаренных, разностороннее развитых людей.

3) Учебные (Успешность обучения, усвоения человеком ЗУНов) и Творческие (возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры)

Некоторые авторы считают, что учебные способности – это прежде всего общие, а творческие – специальные.

4) Потенциальные (не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться) и актуальные (необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности)

Чаще всего встречается следующая классификация уровней развития:

Способность → Одаренность → Талант → Гениальность

Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность успешного выполнения какой-либо деятельности (т.е. это общая способность человека).

Талант – высокий уровень развития специальных способностей.

Гениальность – высший уровень развития способностей.

Разница между талантом и гениальностью:Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе этом в рамках того, что уже было достигнуто. Гениальность же предполагает способность создавать что-то принципиально новое. Гений обычно незауряден во всех областях, хотя есть какая-то одна доминирующая сторона.

Развитие способностей происходит в деятельности и тесно связано с ЗБР – задачи, стоящие перед ребенком или человеком, не должны являться слишком простыми или слишком сложными.

У детей есть сензитивные для развития разных способностей периоды, которые нужно использовать.

Как уже было отмечено, развитие способностей хоть и зависит от задатков, но решается в зависимости от социальных условий – воспитания, обучения, макросреды (общества), а, самое главное, от самой личности.


Наверх