Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Связь потребности с деятельностью



Два этапа в жизни каждой потребности:

1. Первый этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, человек испытывает состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знает, чем это вызвано. Происходит поиск. Процесс "узнавания" потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

2. Второй этап - после этой встречи. Она становится уже другой, определенной, потребностью, потребностью именно в данном предмете. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. (то, ради чего совершается действие).

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности. (игровая, учебная, трудовая деятельность).

Полимотивированность человеческих действий:

Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько "запускают", сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда.

Осознаваемые мотивы - большие жизненные цели.

Неосознаваемые мотивы - этот класс значительно больше, и до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особой форме. Это эмоции и личностные смыслы. Эмоциивозникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами (эмоции как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву).

Личностный смысл это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. ( (стал старостой – стала волновать дисциплина в группе).

При анализе деятельности единственный путь движения: от потребности к мотиву, затем к цели и действию (П -М -Ц -Д). В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности (Д - М - П). В теории деятельности намечен один из механизмов образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив) - цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции.

Внешняя практическая деятельность человека подготавливается внутренней деятельностью. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие.

· Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Но действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

· Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Для успешного воспроизведения какого-то действия "в уме" нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат.






Наверх

Warning: Unknown: open(/tmp/sess_54498cea9098e931986b95aa0f171153, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0