Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Проблема сознания в психологии



Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вто­рых, направленно. Еще к свойствам сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер.

Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции» (совокупность представлений человека о самом себе и об окру­жающей действительности). Всю информацию об окружающем мире человек оце­нивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. «Я-концепцию» называют самосознанием.

Категориальность - отражение мира сквозь приз­му общечеловеческих знаний и позиций, отраже­ние мира на базе концептуальной схемы.

Критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способ­ность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную инфор­мацию со своими установками и идеалами, формировать свое поведение (определять цели и программу действий) отличает человека от живот­ного. Т.е. выступает в качестве основного механизма кон­троля за своим поведением.

Не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком (вне нашего сознания).

Существует определенная последовательность явлений, обусло­вивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение вырази­лось в переходе от естественного отбора к принципам морали и нормы поведения, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами явилось основанием для проявления критично­сти мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо». Постепен­но, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись новые функции, способствовала осознанию че­ловеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды, как средство регуляции по­ведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.


Наверх