Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Ренессанс как культурная программа



В основе культурной программы Ренессанса лежит целеустремленная работа по «возвращению», «возрождению» великой античной культуры. Однако такого рода деятельность вовсе не была открытием гуманистов. Интерес к достоянию античной культуры то усиливался, то угасал на протяжении всего Средневековья. Уже в первые века после гибели Рима начинается остготское, а затем вестготское «возрождение», в VIII-X веках разворачивается Каролингское возрождение, которое сменяется оттоновским конца X в., наконец, «возрождение XII в.», охватившее всю Западную Европу.

Средневековая западноевропейская цивилизация строила себя на основе варварского кельто-германского субстрата в ходе усвоения последним двух крупнейших историко-культурных традиций: христианской и античной. Принципиальным вопросом для европейской культурной истории было, однако, не просто усвоение вчерашними варварами каждой из этих традиций, что само по себе представляет непростую проблему, но, что важнее, объединение обеих традиций на общей основе, что требовало, естественно, грандиозной созидательной работы. В силу целого ряда исторических причин приоритетные позиции удерживала христианская традиция; восприятие же Античности было сведено к некоему культурному минимуму, включавшему главным образом государственно-политический и учебно-образовательный багаж. Главный же смысловой вклад Античности, в культурное строительство западноевропейской цивилизации, несмотря на постоянно возобновлявшиеся попытки воспринять античную традицию, остался, по существу, невостребованным. Этот главный пробел предстояло восполнить эпохе Ренессанса.

Новый виток увлечения древностью наблюдается у современников Данте Алигьери (1265-1321), затем Франческо Петрарки (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). Они собирают и тщательно изучают древние латинские манускрипты, занимаются раскопками в поисках античных статуй, монет, обломков и руин архитектурных построек. Множится число библиотек, музеев, школ для обучения классическим языкам и наукам. Античность входит в моду, ей подражают не только в области высокой культуры, но и в одежде, манерах поведения. Греческую античность знали гораздо хуже, чем римскую, до тех пор, пока во Флоренцию не прибыл в конце XIV в. ученый грек Хрисолор, основавший школу эллинистов. Итальянские ученые стали регулярно посещать Константинополь, вывозя оттуда целые сундуки ранее неизвестных рукописей. Греко-римская классика служила не только источником новых знаний, но и давала импульс самостоятельному творчеству европейцев, которые активно занялись гуманитарными исследованиями. Так на арену европейской истории выступили гуманисты.


Наверх

Warning: Unknown: open(/tmp/sess_a92b301c1c88ffe445229322cbb7ccda, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0