Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Немецкая классическая философия



Понятием «немецкая классическая философия» обозначают период в развитии новоевропейской философской мысли второй половины ХVIII - первой половины ХIХ веков, представленный учениями И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л.Фейербаха.

При всем различии учения этих немецких классических мыслителей тесно связаны между собой узами преемственности в постановке и разрешении философских проблем. Вместе с тем каждый из них, продолжая линию предшественника, одновременно выступал критиком его идей.

Немецкая классическая философия унаследовала рационализм просветителей, их веру в возможность рационального истолкования бытия . Для нее оставались значимыми просветительские ценности прогресса человеческого рода, свободы, разума. Она стремилась глубже проникнуть в саму суть человеческого разума. В то же время представители немецкой классической философии отказались от просветительского представления, согласно которому человек мыслит лишь в силу своей физической организации. При таком взгляде на вещи они считали невозможным понять сущность сознания.

Отличительной чертой немецкой классической философии являлось преобладание в ней идеализма. Взгляды Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля характеризует обращение к духу и духовной жизни как основе мироздания. Только Л.Фейербах, разделяя идею разумного устройства общественной жизни, утверждал независимое от идеального начала существование материального мира.

Для немецкой классической философии свойственно также соединение идеализма с диалектикой. Идеалистическая диалектика разрабатывалась и как метод философского анализа, и как теория развития. Она утверждала всеобщность развития через становление и разрешение противоречий и представляла все сущее в виде развивающейся на основе идеального первоначала системы.

В рамках немецкой классической философии была переосмыслена и заново сформулирована проблема соотношения субъекта и объекта, обнаружен творческий характер человеческого познания, мышления и деятельности. Разрабатывалось учение о практике, в котором ведущее место отводилось духовной активности субъекта.

Человек рассматривался как существо духовное и деятельное, как творец новой реальности - мира культуры. Разум, нравственность, общение и труд выделялись в качестве главных созидательных сил человека.


Наверх

Warning: Unknown: open(/tmp/sess_3d96015e87e0e530b4252ca02aab6c6e, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0