Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Развитие философии в эпоху Просвещения



Развитие философии ХVШ века осуществлялось под эгидой Просвещения. Зародилось просвещение в Англии. Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк считаются родоначальниками просветительских идей. Задачу философии они видели в выяснении естественной способности людей к познанию и к покорению природы на основе знания. Культ научного знания, а, следовательно, вера в силу разума легли в основу просветительских идей.

Развитие капитализма способствовало осознанию того, что трудовая деятельность становится для человека нового времени определяющим фактором его развития. Причем эта деятельность осуществляется по законам только присущей человеку природы. Под природой человека, позволяющей ему создавать свой собственный мир, понимали наличие у человека разума. Другими словами, природа человека – это разумная природа.

Именно наличие разума позволяет человеку действовать не как природному телу и не как марионетке в руках Бога, а как самостоятельному существу. Вместе с тем уже в эпоху Возрождения стало очевидным, что существование человека как разумного и свободного существа мало согласуется с тем, каким он предстает в реальной действительности. Поэтому «истинную, естественную природу» человека пытались обнаружить не в настоящем, а в прошлом. Противопоставление естественного и цивилизованного человека стало отличительной чертой исторического мышления эпохи Просвещения.

Идеализация естественной природы человека, еще не испорченной цивилизацией, обострила интерес философов-просветителей к истории. В

И М Е Н А
Вольтер(1694-1778) – французский философ, писатель, один из вождей французского Просвещения. Настоящие имя и фамилия – Франсуа Мари Аруэ. Родился в Париже, в семье нотариуса. Воспитывался в коллегии иезуитов, учился в школе правоведедения. За памфлет, направленный против регента Франции Филиппа Орлеанского, почти год провел в Бастилии. За участие в дуэли был вновь заклюключен в Бастилию, а затем изгнан из Франции. Три года провел в Англии, где познакомился с Ньютоном. Вернувшись во Францию, поселился в имении маркизы дю Шатлэ, где создал значительные философские труды: «Начала ньютоновской философии», «Метафизический трактат». Церковь в штыки встречала произведения Вольтера, и ему приходилось издавать свои работы под чужими именами. Последние 20 лет прожил в Швейцарии в замке Ферней и написал здесь свой знаменитый «Философский словарь». В начале 1778 г. приехал в Париж и был восторженно встречен парижанами. Во время Великой французской революции гроб с его прахом был установлен в Пантеоне. Идеи Вольтера безраздельно властвовали над умами людей почти весь ХVIII век. Его остроумие никого не оставило равнодушным.

их сознании история предстала в виде бесконечного прогресса рода человеческого. Идея прогресса во многом способствовала повороту европейской мысли к философии истории.


Наверх