Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Основные периоды в развитии ренессансной философии



В истории ренессансной философии можно выделить три периода: гуманистический (ХIY – сер. ХY вв.), неоплатонический (сер. ХY – перв.треть ХYI вв.) и натурфилософский (вт.треть ХYI – нач. ХYII вв.).

У истоков итальянского гуманизма стоял флорентийский поэт-мыслитель Алигьери Данте(1265 – 1321), который поставил вопрос о природе человека, его самостоятельности, свободе, благородстве. В «Божественной комедии» Данте провозгласил идею о двойном предназначении человека, которое определяется его двоякой природой – смертной и бессмертной. Земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе благодаря естественному разуму и проявляется в благородстве. Благородство Данте понимал не как величие рода, богатство или чужую славу, а как доблесть духа, доведенную до совершенства в любой сфере деятельности. Другое предназначение человека

И М Е Н А
Франческо Петрарка(1304 - 1374)- итальянский поэт и мыслитель. Считается первым гуманистом. Сын флорентийского изгнанника, нотариуса, отказался после смерти отца продолжить юридическое образование. Прославился своими сонетами о любви к прекрасной Лауре, которую он воспевал 21 год и потом еще долгие годы оплакивал ее смерть. Был близок ко двору римского папы, что не мешало ему писать о пороках папы и его приближенных. Бывал при дворах императоров и королей. К его философским сочинениям относятся «Моя тайна», «Об уединенной жизни», «О монашеском досуге», «Инвектива против врача» и др.

осуществляется после его смерти при содействии божественной воли и заключается в созерцании божественного лика.

Идея Данте о земном предназначении человека получила разработку в гуманистический период в развитии ренессансной философии. В этот период на передний план выступила этическая проблематика. Наиболее видными представителями данного периода были Ф.Петрарка, К.Салютати, Л. Валла, Д.Манетти.

Франческо Петрарка, которого называют первым гуманистом, считал символом гуманистической мысли философию Платона. Он обратился к платоновскому определению истинной философии как упражнению в смерти, отмечая, что именно мысль о смерти придает мгновениям жизни внутренний смысл, наполняет их счастьем и славой. Поэт-мыслитель, стремясь выстроить новую гуманистическую систему нравственных ценностей, задавался вопросом о том, как она соотносится с ценностями аскетического средневековья. Лучшие радости земного существования он видел в присущих человеческой личности земных страстях, в привязанности к земным благам, в стремлении к земной славе. Он полагал, что земное предназначение человека вовсе не противоречит высшему, внеземному и потому не должно приноситься в жертву загробному блаженству. Пока человек находится в этом мире, он должен добиваться той славы, на которую может рассчитывать здесь, на земле. Заботиться о земной славе – это первейший долг человека. Выполнить его человек может только в процессе активной творческой деятельности.


Наверх