Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Проблема потребления, сбережений, инвестиций в национальной экономике. Эффект мультипликатора



Потребление (потребительские затраты) – это затраты домохозяйств на приобретение товаров и оплату услуг для удовлетворения личных потребностей.

Основные закономерности потребления:

- чем меньший безналоговый доход домохозяйств, тем большая его часть расходуется на текущее потребление и жилье;

- с возрастанием дохода увеличиваются затраты на более качественное питание (тем не менее существует граница расходования дополнительных денег на питание);

- потребительские затраты на одежду, товары длительного пользования, отдых возрастают более высокими темпами, чем доход;

- при условиях платности образования и здравоохранения их доля в потребительских затратах все более увеличивается.

Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках:

· уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако

· в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения:

Yd = С + S,

то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения.

Сбережения – это непотребленная часть личного безналогового дохода.

Мотивами сбережения домашних хозяйств являются:

1) покупки дорогостоящих товаров и туризм;

2) обеспечение в старости;

3) страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);

4) обеспечение детей в будущем и т.п.

В экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению».

Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:

, очевидно, что 0< mpc<1.

Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save – mps) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу:


Наверх