Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Системный подход как способ познания общества



При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для социологов является то, что все рассматривают общество как целостную систему элементов тесно взаимосвязанных между собой. Такой подход к обществу называется системным.

О.Конт, например, считал общество функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы, государство и которая основывается на распределении труда и солидарности. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на системе коллективных представлений и ценностей. По мнению М. Вебера, общество – это система взаимодействий людей, которая является продуктом социальных, т.е. ориентированных на людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему социальных действий и отношений между людьми, которые объединяют индивидов на основе единых норм и ценностей.

Системный подход – комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Учитываются все взаимосвязи отдельных структурных частей, выявления роли каждой из них в общем процессе функционирования системы, и, наоборот выявления воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

Основная задача системного подхода объяснить, как устроено общество, как оно функционирует и развивается, от чего разрушается.

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целостное единство.

Социальная система –целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, нормы и ценности.

Каждый из этих элементов социальной системы находится во взаимосвязях с другими, занимает специфическое место и играет определенную роль в ней. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизодического, малозначимого, случайного, т.е. элементы, которые воспроизводят общество как целостность.


Наверх