Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Теологическая теория происхождения государства



Идеи божественного происхождения государства и права возникли в Древнем Египте и Вавилоне.

Сторонниками являлись Фома Аквинский, представители ислама и католической церкви.

Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Как следствие, каждый обязан подчиняться государю во всем. Неравенство людей предопределено также божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику всевышнего на земле (отказ подчиниться государственной власти означает неповиновение всевышнему).

Данная теория внесла существенный вклад в становление первых государств: обладая религиозным сознанием, люди не ставили перед властью никаких вопросов по ее организации и деятельности, что способствовало формированию первых теократических государств и порядка в них.

При этом доктрина слабо учитывает социально-экономические отношения в обществе и недоказуема по своей природе, поскольку основывается на вере.

Патриархальная теория происхождения государства берет свое начало в Древней Греции.

Представители: Аристотель, Фильмер, Михайловский.

Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Государственная власть – продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота главы государства способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Данная концепция упрощает процесс происхождения государства, поскольку семья возникла параллельно с государством и правом.

Договорная теория происхождения государства возникает в ХVII–ХVIII вв. в Западной Европе.

Представители: Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Происхождение объясняется общественным договором – результатом сознательного творчества, на основе которого происходит добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов, т. е. люди, находящиеся в «естественном» состоянии, объединяются на основе разумной воли и создают такой социальный институт, как государство.

Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Возникает взаимная ответственность у государства и граждан и, как результат, в случае злоупотребления правителями властью граждане имеют право расторгнуть договор.


Наверх