Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Художественная речь



Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на данном национальном языке. Особенности речи зависят от цели и содержания высказывания. Особенности худо­жественной речи определяются тем, что она является одной из сторон образной формы. Поэтому ей присущи те же свойства, которые характеризуют всю форму в искусстве: образность и экс­прессивность. Задача литературоведа при исследовании отдельного произведения - установить стилистическое своеобразие художест­венной речи, обусловленное в конечном счете своеобразием идейно-эмоционального содержания произведения.

Лингвисты обращаются к изучению художественной речи с иной целью, они выясняют развитие норм национального литературного языка. Чтобы ориентироваться в многочисленных работах, посвя­щенных изучению художественной речи, студенту необходимо иметь в виду возможность таких двух по существу своему совер­шенно различных подходов.

Значение речи в произведении в большой степени определяется тем, что это - непосредственно воспринимаемая сторона художе­ственной формы, она эстетически воздействует на слушателя и чи­тателя. В литературоведении есть формалистические школы, кото­рые абсолютизируют именно эстетические свойства художественной речи и сосредоточивают свое внимание на тех звуковых и конструк­тивных ее особенностях, которые и создают эстетическое впечатле­ние. При этом возникают две ошибочные тенденции в истолковании таких особенностей. Во-первых, свойства речи рассматриваются в отрыве от того содержания, которое она выражает, тогда эстетиче­ские ее свойства выступают как самоценные и главные в работе ху­дожника. Во-вторых, художественная речь с ее эстетическими уста­новками противопоставляется нормам общенационального языка. Однако практика показывает, что все попытки создать особый поэтический язык, не опирающийся на внутренние законы нацио­нального языка, терпят крах, ибо ведут к бессмыслице. Примером может служить поэтическая практика русских футуристов. Методологическая критика формалистических концепций поэтического языка есть и в учебнике Г.Н.Поспелова, и у Л.И.Тимофеева.


Наверх